понедельник, 2 марта 2015 г.

Я иду навстречу Альфреду Шнитке


У меня нет музыкального образования. Как нет музыкального слуха, голоса. Это приговор! Данность. Но никто не может запретить мне любить музыку. Музыка музыке рознь. Легко любить понятную, простую мелодию, а как быть со сложными музыкальными произведениями? Что делать мне, человеку без образования? Чувствовать себя ущербной?  Нет, это не мой путь. Однажды я решила, что буду заниматься музыкальным самообразованием.  В какой-то книге я прочитала, что нужно постоянно слушать классическую музыку и тогда придет понимание. Количество перерастет в качество. Не знаю так ли это, но любовь к классической музыке я в себе развила. 

У меня вошло в традицию ежедневно слушать классические музыкальные произведения. Они звучат фоном на кухне, когда готовлю ужин, вечером специально по каналу “Культура” смотрю любимые передачи.  По понедельникам стараюсь не пропустить “Нескучную классику”. В студию к Сати Спиваковой приходят самые именитые музыканты, исполнители, известные критики, звучат лучшие музыкальные фрагменты. Словом, все самое-самое. По средам с интересом смотрю передачу “Абсолютный слух”. Передача построена таким образом, что в ней смешаны различные стили и направления, музыка соседствует с интересными историческими фактами. Субботний вечер - это вечер романса. Так, например, 28 февраля темой передачи “Романтика романса” была ямщицкая песня. На сцене звучали не только романсы, описывающие прелести быстрой езды под звон бубенцов, но и народные песни, которые исполняли ямщики в дороге. Романс один из моих любимых музыкальных жанров. Несколько лет подряд я покупала абонемент в Тольяттинскую филармонию на концерты исполнителей романса. Форма абонемента очень удобна. Она позволяет заранее планировать свое время и находить возможность при любых обстоятельствах посещать концерт. Ежегодно Тольяттинская филармония предлагает около десятка различных абонементов, отвечающих взыскательным требованиям любой публики от мала до велика.

Моими любимыми композиторами являются П.И. Чайковский и В.Моцарт. Считаю их светлыми, радостными. Душа поет и отдыхает, тревоги уходят при прослушивании симфонических произведений этих авторов. Р. Вагнер, А. Шнитке, И. Стравинский - это очень серьезные композиторы и неподвластные моему, неотягощенному музыкальным образованием, уму. Я слышу только какофонию скрипичных звуков и чувствую нарастающую тревогу.

Все случайное в мире не случайно. Однажды бродя по телевизионным каналам мое внимание привлек фрагмент документального фильма "Дух дышит, где хочет. Альфред Шнитке" (режиссер Андрей Торстенсен) . Об Альфреде Гарриевиче Шнитке вспоминали люди хорошо его знавшие, в том числе режиссер Андрей Хржановский. Вот что он говорил (опять же случайно нашла в Интернете этот отрывок): “Я должен был делать фильм «Стеклянная гармоника» и искал композитора. И вот однажды я включаю приемник и слышу музыку к своему фильму! Идет просто покадровая разработка одного из сюжетов! Я наслаждаюсь этим в течение полутора минут, а затем раздается голос: «Наша передача окончена» — и все. Кто? Что? Непонятно. Правда, вел ее музыковед Агамиров. Эта фамилия меня обрадовала, потому что мы с ним регулярно встречались на теннисных кортах. И я спросил у него: «Что же за отрывок вы давали по радио?» Он говорит: «Ну как же, это наш замечательный композитор Альфред Шнитке, его, правда, у нас не исполняют, но мы добыли подпольным путем эту запись».
- А что была за музыка?
- Фрагмент Скрипичного концерта. Фамилию Шнитке я, конечно, знал, потому что еще Гена Гладков, с которым я встречался по вгиковской работе, говорил мне: «Вот у нас учится Шнитке, это да! — запомните это имя…» В итоге нас познакомили, и на мое предложение работать вместе Альфред откликнулся сразу и горячо”.

В фильме показали фрагмент мультфильма “Стеклянная гармоника”. И все! Я сразу поняла, что обязательно должна посмотреть его целиком! Вот ссылки на первую часть и на вторую часть.  Андрею Хржановскому  удалось собрать команду единомышленников, которые повторили известные живописные полотна (смелый ход!), не сделав их карикатурно, мультяшно. Прекрасный видеоряд синтезировали с музыкой Альфреда Шнитке лишь для того, чтобы  попытаться донести до зрителя шестидесятых годов прошлого века простую истину: деньги губят душу. Не донесли. Мультфильм практически был закрыт для показа, пролежал на полках. Сейчас настало то время, когда уже поздно его показывать. мы живем в обществе потребителей. Герои Босха и Брейгеля - это мы. Но среди нас обязательно должен найтись мальчик, который поднимет упавшую розу. Для того, чтобы отыскать мальчика нам нужно показать мультфильм старшеклассникам. Поговорить о нем, рассмотреть детали, проникнуться музыкой. Видеоряд с культурологической точки зрения можно рассматривать до бесконечности, находя работы Босха, Брейгеля, Гойи, Рафаэля, Пентуриккио, Дюрера и других великих мастеров. Серьезная музыка Альфреда Шникте благодаря такой форме подачи становится ближе, понятней. Из статьи о мультфильме я узнала, что  А.Шнитке создавал музыку в манере полистилистики. Прокручивая фрагменты мультфильма , я задалась вопросом, какой музыкальный инструмен, воссоздал волшебные звуки? Есть ли стеклянная гармоника на самом деле? Ответ на вопрос я оформила в форме плейкаста.

Дальше больше. Я увлеклась и посмотрела еще один мультфильм, созданный на музыку А.Шнитке “Карандаш и ластик”. Как философично: я рисую, а ты стираешь! Так мелкими детскими шагами, через мультфильмы, я иду навстречу Альфреду Шнитке. Верю, что недалек тот день, когда у меня возникнет желание послушать музыку Альфреда Гарриевича Шнитке в исполнении симфонического оркестра. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий