Ничего нет занимательно, интригующего, детективного, замысловатого, необычного в дневнике одинокой, старой и больной бывшей учительницы Александры Ивановны. Фабула примитивна до одной строки: доживая последние дни (она знает, что неизлечимо больна) Александра Ивановна по просьбе бывшей ученицы Лены, которая навещает ее, записывает на диктофон отдельные эпизоды своей жизни.
Вот уже третий роман Маши Трауб прочитан, а меня не покидает ощущение, что Маша знает какой-то секретный код (некий 25 кадр), заставляющий меня в кратчайшие сроки поглощать один роман за другим. Я не склонна к мистификации, поэтому предполагаю, что Маша Трауб мастерски жонглирует типичными персонажами в типичных обстоятельствах. Она умеет так развернуть сюжет, что он держит читателя до конца произведения. Она может найти такие «крючки», которые будут цеплять любого читателя.
В данном случае это любовная история героини. В начале своей педагогической деятельности Александра Ивановна повстречала молодого, энергичного, обаятельного учителя физики Андрея Сергеевича. Конечно, не могла не влюбиться. А как иначе?.. Во-первых, первый парень на деревне, а в деревне … он один. Во-вторых, он первый проявил внимание к Александре. Судя по всему, до него она была обделена мужским вниманием. В-третьих, его любили дети за неформальное ведение уроков. Ее же только уважали, поэтому Александре было интересно понять, в чем кроется секрет его популярности у детей. Этот секрет она разгадала спустя годы и уже не завидовала Андрею.
«Андрей Сергеевич вел себя не как мужчина, а как рефлексирующий, обидчивый и заносчивый подросток, такой же, как они – его ученики. Наверное, поэтому дети не любили меня, уважали, боялись, но не любили. Я не опускалась до их уровня. Всегда помнила, что я – взрослая, а они – дети. И я принимаю решения и знаю, как лучше для них. Я была учителем, который всегда прав. А они – учениками, которые должны молчать и слушать. Андрей был с ними на равных. В плохом смысле слова. Он был им другом. Условным. Потому что дружить по-настоящему – нести ответственность, помогать, поддерживать – он не умел».
Андрей всю жизнь оставался большим ребенком, между делом, ломающим детские и женские судьбы. Он был эгоистом, способным в угоду собственной персоне переступить через человека, пойти на любую подлость. А Александра Ивановна была человеком с жесткими жизненными принципами, воспитанными в семье врачей. Папа – талантливый хирург, а мама – хороший терапевт. Александра мечтала стать врачом, но сама не знает, почему пошла в педагогический.
Браво Маша Трауб! Как точно подметила, что огромная доля педагогической братии работает в школе не по призванию, а потому, что просто поступили в вуз, просто ближе к дому, просто не было конкурса …. Вот и героиня признается:
«На самом деле у меня не было ни одного качества для работы учителем. Не было самого главного – я не любила детей. Относилась к ним как к больным: когда надо – была жестокой, беспощадной, когда надо – стремилась одобрить, поддержать.<…> Мне кажется, что детям нужно ставить правильный диагноз и лечить. Одному нужны терапевтические меры, другому – операция».
Но чувство ответственности за детей, за выбранное дело не позволило Александре Сергеевне стать посредственным педагогом. Она даже в какой-то момент испытала восторг от профессии.
«И вдруг, где-то в середине урока, на меня нахлынула волна. Было ощущение, что я выпила вина. Я вся приподнялась, полетела. Слова складывались в предложения сами собой. Как-то стало легко и свободно. У меня появились силы. Нет, не вино –как будто в меня вкололи адреналин или какой-то другой стимулятор жизненной активности. Мне показалось на миг, что за счет этих детей я могу жить.
Сейчас я понимаю, что это была энергетика – детская, самая сильная, самая мощная. Я подзарядилась от них, как от розетки, а тогда решила, что это моя судьба – стоять вот так перед классом и нести разумное, доброе вечное».
При подготовке диплома Александра Ивановна выбрала педагога, у которого было мало студентов. Михаил Ильич был интеллигентом в подлинном значении этого слова, меломаном и завсегдатаем концертного зала консерватории. Его образ мыслей оказал большое влияние на педагогическую судьбу героини. Как-то юная Шурочка задала мэтру сакраментальный вопрос : «А правда, что для того, чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить детей?»
Михаил Ильич ответил: «Я не знаю, кого считать хорошим педагогом и что значит любить? Очень размытые понятия, ты не находишь?»
А вы, уважаемые педагоги, какой ответ дали бы на этот вопрос? Что бы вы ответили молодому педагогу, начинающему 1 сентября свою профессиональную деятельность?
Но почему же я проглотила эту книгу за два вечера? Что такого нового, неизвестного доселе рассказала мне бывшая учительница русского языка? Или я не знаю, как могут складываться взаимоотношения внутри педагогического коллектива на 99 % состоящего из женщин? Эти и другие вопросы я мучительно задаю сама себе.
Вот уже третий роман Маши Трауб прочитан, а меня не покидает ощущение, что Маша знает какой-то секретный код (некий 25 кадр), заставляющий меня в кратчайшие сроки поглощать один роман за другим. Я не склонна к мистификации, поэтому предполагаю, что Маша Трауб мастерски жонглирует типичными персонажами в типичных обстоятельствах. Она умеет так развернуть сюжет, что он держит читателя до конца произведения. Она может найти такие «крючки», которые будут цеплять любого читателя.
В данном случае это любовная история героини. В начале своей педагогической деятельности Александра Ивановна повстречала молодого, энергичного, обаятельного учителя физики Андрея Сергеевича. Конечно, не могла не влюбиться. А как иначе?.. Во-первых, первый парень на деревне, а в деревне … он один. Во-вторых, он первый проявил внимание к Александре. Судя по всему, до него она была обделена мужским вниманием. В-третьих, его любили дети за неформальное ведение уроков. Ее же только уважали, поэтому Александре было интересно понять, в чем кроется секрет его популярности у детей. Этот секрет она разгадала спустя годы и уже не завидовала Андрею.
«Андрей Сергеевич вел себя не как мужчина, а как рефлексирующий, обидчивый и заносчивый подросток, такой же, как они – его ученики. Наверное, поэтому дети не любили меня, уважали, боялись, но не любили. Я не опускалась до их уровня. Всегда помнила, что я – взрослая, а они – дети. И я принимаю решения и знаю, как лучше для них. Я была учителем, который всегда прав. А они – учениками, которые должны молчать и слушать. Андрей был с ними на равных. В плохом смысле слова. Он был им другом. Условным. Потому что дружить по-настоящему – нести ответственность, помогать, поддерживать – он не умел».
Андрей всю жизнь оставался большим ребенком, между делом, ломающим детские и женские судьбы. Он был эгоистом, способным в угоду собственной персоне переступить через человека, пойти на любую подлость. А Александра Ивановна была человеком с жесткими жизненными принципами, воспитанными в семье врачей. Папа – талантливый хирург, а мама – хороший терапевт. Александра мечтала стать врачом, но сама не знает, почему пошла в педагогический.
Браво Маша Трауб! Как точно подметила, что огромная доля педагогической братии работает в школе не по призванию, а потому, что просто поступили в вуз, просто ближе к дому, просто не было конкурса …. Вот и героиня признается:
«На самом деле у меня не было ни одного качества для работы учителем. Не было самого главного – я не любила детей. Относилась к ним как к больным: когда надо – была жестокой, беспощадной, когда надо – стремилась одобрить, поддержать.<…> Мне кажется, что детям нужно ставить правильный диагноз и лечить. Одному нужны терапевтические меры, другому – операция».
Но чувство ответственности за детей, за выбранное дело не позволило Александре Сергеевне стать посредственным педагогом. Она даже в какой-то момент испытала восторг от профессии.
«И вдруг, где-то в середине урока, на меня нахлынула волна. Было ощущение, что я выпила вина. Я вся приподнялась, полетела. Слова складывались в предложения сами собой. Как-то стало легко и свободно. У меня появились силы. Нет, не вино –как будто в меня вкололи адреналин или какой-то другой стимулятор жизненной активности. Мне показалось на миг, что за счет этих детей я могу жить.
Сейчас я понимаю, что это была энергетика – детская, самая сильная, самая мощная. Я подзарядилась от них, как от розетки, а тогда решила, что это моя судьба – стоять вот так перед классом и нести разумное, доброе вечное».
При подготовке диплома Александра Ивановна выбрала педагога, у которого было мало студентов. Михаил Ильич был интеллигентом в подлинном значении этого слова, меломаном и завсегдатаем концертного зала консерватории. Его образ мыслей оказал большое влияние на педагогическую судьбу героини. Как-то юная Шурочка задала мэтру сакраментальный вопрос : «А правда, что для того, чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить детей?»
Михаил Ильич ответил: «Я не знаю, кого считать хорошим педагогом и что значит любить? Очень размытые понятия, ты не находишь?»
А вы, уважаемые педагоги, какой ответ дали бы на этот вопрос? Что бы вы ответили молодому педагогу, начинающему 1 сентября свою профессиональную деятельность?
Комментариев нет:
Отправить комментарий