воскресенье, 17 августа 2014 г.

Виктория Токарева «Между небом и землей»

Между небом и землей – это значит где? В воздухе.

Человек парит над землей и ему хорошо, никто не нужен. Он счастлив. Он увлечен своим делом. Он весь в творчестве.

Нет, не так.

Человек находится в воздухе потому, что не может прибиться к какому-то краю. Он не может понять :т о ли он простой смертный и должен жить заботами грешных людей, то ли он летает рядом со звездами, и тогда мирские дела его не интересуют. Он не может определиться, куда же ему горемыке податься: к счастливым или к несчастным, к красивым или к умным, к семейным или к одиноким… и мается он от неопределенности. Вроде бы посмотришь на него - всё при нем, а поговоришь – поймешь, что перед тобой фигура трагическая, мятущаяся.


Вот Наташа - героиня рассказа «Между небом и землей». Она успешный биолог, изучает наследственный код мушек дрозофил. Была замужем, но недолго. Детей нет. «Разойдясь с мужем, Наташе казалось, что она вновь выйдет замуж очень скоро. Что стоит ей выйти на улицу и крикнуть: «Хочу замуж!» - как тут же сбегутся толпы и выстроятся в очередь. Но она была наивна в своей самоуверенности. Поиском счастья занято все человечество, а находят его единицы. Ну, десятки… Ну, даже сотни. Но что такое одна сотня на все человечество». Замуж она не вышла, а встретила очень успешного немолодого профессора Китаева. «Внешне Китаев был лысоват, желтоват, сух, походил на камбоджийца, хотя не имел к этой стране никакого отношения «…». Наташа не замечала его некрасоты». Китаев был женат, и его все устраивало в их долгих отношениях. «Иногда Наташе казалось, что завтра, именно завтра, а не послезавтра, он сделает ей предложение – так глубоко было их прорастание друг в друга. А иногда ей казалось, что этого не случится никогда». И Наташа смирилась. Ее все устраивало. Сейчас она летела на встречу с Китаевым, который находился в длительной командировке в Баку. Вроде бы должна быть счастлива от предвкушения предстоящей встречи. Но почему же ее так прошила энергия молодого баскетболиста, сидящего рядом в самолете? Почему она так прониклась историей, которую он рассказал?

«Люди и обстоятельства соотносятся друг с другом, как Земля и Деревья. Корни деревьев, как гигантские руки уходят глубоко в землю, держат ее и держатся сами <…> Надо быть хорошо уверенным, что, вырвав дерево, ты посадишь на его место новое, оно приживется и вырастет, а то ведь одно вырвешь, другое не посадишь – и будешь стоять над развороченной воронкой, и смотреть на дело рук своих».

Или вот Трофимов, из рассказа «Не сотвори», преуспевающий журналист, «человек стабильный». «Стабильность - свойство натуры, одна из разновидностей порядочности. Трофимов не любил переставлять в квартире мебель, десятилетиями носил одно и то же пальто, работал на одном и том же месте. У него была одна жена Галя, одна любимая женщина Сильвана, один и тот же отпускной месяц июль, один и тот же друг Кирка Додолев, с которым он дружил с шестого класса». Любимая женщина Сильвана – это итальянская актриса. Кино с ее участием Трофимов посмотрел в отрочестве, и так полюбил неизвестную ему женщину, что ради нее он поступил на журфак, ради будущей беседы с ней учил итальянский и всю жизнь жил надеждой на встречу. И вот удача! На Московский кинофестиваль приезжает Сильвана, и теперь он встретит ее.  


«Не сотвори себе кумира, ни подобия его». Эта заповедь стоит в одном ряду с «не убий» и «не укради». Значит, сотворить кумира и убить живую душу – одно и то же. Убить в себе часть себя и на это место поместить кумира. Значит, в тебе половина тебя. А половина не тебя. Украдена ровно половина».

Или Марьяна из рассказа «Инфузория –туфелька» живет примитивной жизнью домохозяйки и находит в этом счастье. Дом полная чаша, муж известный в городе рентгенолог и в качестве хобби реставрирует иконы, сын Колька. Марьяна боится потерять свое счастье, как будто предчувствует, что однажды у нее отнимут покой. А она, инфузория, будет бороться за свое счастье, за свой ДОМ.

Произведения Виктории Токаревой для меня, как святая вода. Они очищают разум и укрепляют душу. Время от времени в профилактических целях я возвращаюсь к ее творчеству. Бесконечно благодарна редакции журнала «Story» за то, что в каждом номере можно прочитать свежую историю от Виктории Токаревой.