Так сложилось, что у меня небольшой педагогический опыт. Всего три с небольшим года. После окончания педагогического вуза я пришла в класс к четвероклашкам и испытала психологический шок. В институте меня научили рассуждать на филологические, политические, философские, литературоведческие темы, но не научили разговаривать с детьми. Я понятия не имела о том, как нужно управлять классом в 32 человека! Я не знала, как с ними справиться, о чем говорить вне предмета, как доходчиво объяснить тему, как заинтересовать материалом класс… У меня была ПАНИКА! Нет, конечно, я изучала педагогическую теорию, знала некоторые методические приемы, умела писать план урока. У меня даже два месяца была педагогическая практика!.. Но я не могла говорить понятным для детей языком. Голова была забита терминологией, теорией о происхождении языка и кучей других научных теорий мало соприкасающихся с практикой. О том, как заставить нерадивого ученика выполнять задания, слушать объяснения учителя я имела очень отдаленное представление. Конечно, я пыталась читать педагогическую литературу, но толковых книг было мало, да и найти их было трудно, Интернета не было. (Как раньше люди жили без Интернета? ;)) Приходилось учиться на собственных ошибках и опыте старших коллег. Думаю, что многие современные выпускники вузов испытывают подобный шок от первого общения со школьниками. У меня появилась мысль, что для них нужно проводить психологические тренинги по адаптации к школе. К счастью, сейчас время другое и есть прекрасные книги, которые учат учителей азам профессии. Книга Дуга Лемова «Мастерство учителя» из их числа.
Если бы тогда она мне попалась в руки… Книга эта имеет большую практическую пользу для начинающего учителя потому, что автор был в подобной ситуации. Он знает, как нелегко стоять перед классом.
«Когда я был молодым, начинающим учителем, мне давали множество советов. Я записывался на всевозможные тренинги и семинары, после которых у меня в ушах еще долго звучали высокие слова. .. И каждый раз я испытывал прилив вдохновения, чувствовал себя готовым на новые свершения - до тех пор, пока на следующее утро не приходил в школу. Тут я обычно спрашивал себя: «Ну и как именно это осуществить? Что мне надо сделать в 8:25 утра, чтобы продемонстрировать ученикам, как многого я от них жду?» В итоге научиться преподавать мне помогли предельно конкретные советы более опытных коллег, например: «Если хочешь, чтобы твои распоряжения выполнялись беспрекословно, отдавая их, стой на месте. Если ты при этом будешь, скажем, раздавать тетради, у класса создастся впечатление, что твои указания не важнее, чем все другие твои действия. Покажи, что твои распоряжения действительно важны. Отдавая их, стой на месте. И дети отреагируют на это должным образом».
Несмотря на то, что книга отражает специфику американского образовательного стандарта, в ней есть много схожего с российским образованием. Например, глава «Планирование – гарантия высокой успеваемости» посвящена не столько вопросам планирования урока, сколько описанию методик, работающих на результат. Как это актуально в свете новых ФГОС! Или вот эта картинка:
«Надо признать, далеко не все учителя тратят время на детальное изучение всех аспектов своей ответственности и отчетности. В результате не все учителя достаточно эффективно осваивают мастерство обучения детей именно тем навыкам и знаниям, которые нужны тем больше всего. Вполне вероятно, что у вас с этими так все нормально. Но даже если вы используете все методики, описанные в этой книге, но при этом постоянно не сверяетесь с оценочными стандартами, то рискуете весьма решительно двигаться в совершенно неправильном направлении».
Если бы тогда она мне попалась в руки… Книга эта имеет большую практическую пользу для начинающего учителя потому, что автор был в подобной ситуации. Он знает, как нелегко стоять перед классом.
«Когда я был молодым, начинающим учителем, мне давали множество советов. Я записывался на всевозможные тренинги и семинары, после которых у меня в ушах еще долго звучали высокие слова. .. И каждый раз я испытывал прилив вдохновения, чувствовал себя готовым на новые свершения - до тех пор, пока на следующее утро не приходил в школу. Тут я обычно спрашивал себя: «Ну и как именно это осуществить? Что мне надо сделать в 8:25 утра, чтобы продемонстрировать ученикам, как многого я от них жду?» В итоге научиться преподавать мне помогли предельно конкретные советы более опытных коллег, например: «Если хочешь, чтобы твои распоряжения выполнялись беспрекословно, отдавая их, стой на месте. Если ты при этом будешь, скажем, раздавать тетради, у класса создастся впечатление, что твои указания не важнее, чем все другие твои действия. Покажи, что твои распоряжения действительно важны. Отдавая их, стой на месте. И дети отреагируют на это должным образом».
Кажется, что так просто, но до этого нужно дойти самому или где-то подсмотреть! Вот из таких простых советов и состоит вся книга.
- Как непослушных учеников заставить быть послушными?
- Как нерадивых учеников заставить учиться?
- Как организовать работу в классе так, чтобы все 100 % работали?
- Как сделать так, чтобы ученики поверили в себя?
- Как уйти от рутинной работы и эффективно использовать время на уроке?
- Как побудить учеников мыслить критически?
- Как научить учащихся читать? И еще много других практических советов.
Несмотря на то, что книга отражает специфику американского образовательного стандарта, в ней есть много схожего с российским образованием. Например, глава «Планирование – гарантия высокой успеваемости» посвящена не столько вопросам планирования урока, сколько описанию методик, работающих на результат. Как это актуально в свете новых ФГОС! Или вот эта картинка:
«Надо признать, далеко не все учителя тратят время на детальное изучение всех аспектов своей ответственности и отчетности. В результате не все учителя достаточно эффективно осваивают мастерство обучения детей именно тем навыкам и знаниям, которые нужны тем больше всего. Вполне вероятно, что у вас с этими так все нормально. Но даже если вы используете все методики, описанные в этой книге, но при этом постоянно не сверяетесь с оценочными стандартами, то рискуете весьма решительно двигаться в совершенно неправильном направлении».
Разве она не про нас?
Очень внимательно прочитала вторую часть книги «Как научить читать с максимальной пользой», т.к. тема мне близка. Дуг Лемов совершенно справедливо призывает педагогов всех предметных областей работать над осмысленным чтением учащихся. Под осмысленным чтением он понимает «чтение контролируемое, умеренно экспрессивное и эффективно используемое». Контролируемое чтение с точки зрения автора - это чтение какого-то текста всем классом на уроке в определенное время. Педагоги знают, как трудно организовать такое чтение. Обязательно найдутся ученики, которые не будут читать, а просто витать в облаках, разглядывать картинки в учебнике, заниматься другими делами. Дуг Лемов рассматривает несколько простых приемов, но мне они показались популярными и хорошо известными учителям начальной школы. Под умеренной экспрессивностью скрывается выразительное чтение текста. Описанные в книге приемы примитивны, а в арсенале российских педагогов-мастеров есть масса интересных наработок по этой теме.
Очень внимательно прочитала вторую часть книги «Как научить читать с максимальной пользой», т.к. тема мне близка. Дуг Лемов совершенно справедливо призывает педагогов всех предметных областей работать над осмысленным чтением учащихся. Под осмысленным чтением он понимает «чтение контролируемое, умеренно экспрессивное и эффективно используемое». Контролируемое чтение с точки зрения автора - это чтение какого-то текста всем классом на уроке в определенное время. Педагоги знают, как трудно организовать такое чтение. Обязательно найдутся ученики, которые не будут читать, а просто витать в облаках, разглядывать картинки в учебнике, заниматься другими делами. Дуг Лемов рассматривает несколько простых приемов, но мне они показались популярными и хорошо известными учителям начальной школы. Под умеренной экспрессивностью скрывается выразительное чтение текста. Описанные в книге приемы примитивны, а в арсенале российских педагогов-мастеров есть масса интересных наработок по этой теме.
Далее автор подробно останавливается на навыках грамотного
читателя:
- Декодирование текста — процесс расшифровки письменного текста с целью идентификации составляющих его слов.
- Беглость чтения — данное понятие предполагает автоматизм, то есть способность читать с высокой скоростью, в сочетании с экспрессией, то есть способностью группировать слова во фразы, передавая их смысл и выделяя интонационно.
- Лексический запас — словарная база ученика: сколько слов и насколько хорошо он знает.
- Понимание текста — какую часть написанного или напечатанного текста понимает ученик.
В ФГОС прописан такой метапредметный результат как «смысловое чтение». В педагогической литературе можно найти информацию о том, как формировать его. На портале ТолВики в прошлом учебном году педагогический конкурс IT-activity был посвящен этой теме. Педагоги разработали и провели уроки, на которых запланировали среди других результатов и развитие смыслового чтения.
Книгу Дуга Лемова «Мастерство учителя» стоит рекомендовать молодым педагогам, начинающим свою работу в начальном звене школы. Только во время чтения советую:
- запастись временем. Книга не читается быстро и легко. Ее нужно обдумывать, делать записи, анализировать.
- уметь транспонировать специфику американской школы на российскую образовательную почву. Например, многие описанные в книге приемы известны у нас в педагогической литературе под другими названиями. Поэтому во время чтения нужно соотносить понятия, примеряя американскую специфику на себя.
- мыслить критически (по рекомендации автора книги), т.е. отбирать полезный материал от вторичного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий