пятница, 26 июня 2015 г.

Эли Паризер «За стеной фильтров»


Как-то +Светлана Кочнева в сообществе опубликовала отзыв на книгу Эли Паризер «За стеной фильтров». Тема фильтрации мне показалась экстра-актуальной в связи с происходящими запретами на использование тех или иных ресурсов (пока только на работе), на ограничение доступа к Google и прочими интернет-санкциями. На днях подоспела очередная директива все запрещая и повелевающая переместиться в бумажно-меловой период. Дольше откладывать прочтение книги уже было нельзя! 
Потому что я хочу знать, а дома меня тоже отлучат от Интернета или, не спросив моего желания, подменят его чем-то другим, или просто посадят на ТВ? После прочтения, конечно, я не получила ответа на вопросы. Но узнала кое-что другое. Сознание встрепенулось и прояснилось.

У меня появилось четкое понимание, как устроена фильтрация и кому она выгодна; почему после поискового запроса по слову «плита» мне на каждом сайте начинают предлагать покупку кухонной плиты; как будет в дальнейшем меняться Сеть... В том, что автор прав у меня нет ни малейших сомнений, т.к. прогнозы, описанные Паризер, уже сбылись. Поэтому уже сейчас я активизировала свою деятельность в Интернете по подбору 
«друзей» для, чтобы хоть как-то понимать происходящие события, а не находиться в нирване. Если вы активный интернет-пользоваетель, если вы хотите быть в курсе происходящий событий и не потерять способность критически оценивать повседневность, то должны уже сегодня позаботиться о том, как получать достоверную информацию.

В книге вы не найдете готовых рецептов, советов на «раз-два-три», но из контекста обязательно сможете понять «что делать» и «кто виноват». Отважившись на прочтение «За стеной фильтров», помните, что чтение будет не из легких. Это не научно-фантастическое произведение, а публицистика, т.е. описаны реалии практически сегодняшнего дня (в России книга издана в 2012 году). 

Погрузившись в чтение (а это было именно так!) я поняла, что местами теряю смысл. Во-первых, даются примеры из американских масс-медиа, а я, увы, не в теме. Во-вторых, автор большой спец в рекламе и интернет- технологиях. Я же понимаю самую малость про Интернет и чуть (на уровне потребителя) про рекламу. Поэтому рекомендую тем, кто заинтересуется книгой, держать под рукой словарик. Я периодически «ныряла» в Википедию, порой увлекалась и зависала там надолго, забывая о книге. Зависание ничуть не мешало прочтению, а местами опережало повествование.

Обдумывая написание отзыва, я склонялась к формату «плюс-минус». Хотела писать о положительных моментах фильтрации, т.к. есть элементы удобства, не нужно перелопачивать кучу хлама, чтобы найти затерянное зерно. Приятно по утрам читать новостную ленту в G+, ЖЖ и других сообществах, подготовленную специально для меня. Здесь почти нет «мусора», все чистенько. Я сама же навела  порядок, сформировала ленту под свои интересы: лепка, вязание, кройка-шитье, милые котики, подружки, красивые пейзажные картинки, бла-бла ни о чем. Хорошее настроение обеспечено! Согласитесь, удобно же? Словом, сам создал свой мирок, сам живу в нем и никого другого видеть не желаю. Медитирую: 
«Я спокоен, сон мой глубок и ровен…»А называется это чудо релевантный Интернет.

«Одним из тревожных побочных эффектов синдрома дружелюбного мира заключается в том, что некоторые важные общественные проблемы просто исчезают. Немногие специально ищут информацию о бездомных и тем более делятся ей. В целом сухие, сложные темы – многие действительно важные вопросы – до нас не добираются. Прежде мы полагались на живых редакторов, способных видеть эти критические вопросы, но их влияние сегодня сходит на нет».

Хотела резко писать об отрицательных моментах агрессивной рекламы. Приводить примеры втюхивания ненужных вещей. Но решила, что подобного опыта у каждого найдется предостаточно. Лично я страдаю кухонными гаджетами. Куплю, один раз приготовлю, а потом все лежит на полочке за ненадобностью.

Но…

Нельзя разложить по двум полочкам фильтрацию, как невозможно жизнь разложить на счастья и несчастья. Ай, да Марина, как сказала ;) А почему нет? Ведь Интернет – это виртуальная жизнь, протекающая по своим законам. Кто счастлив в нем, а кто-то грустит... Во всех смыслах прав Эйнштейн. Все относительно.

Каковы же выводы? Стоит признать: фильтрация есть. В обозримом будущем она будет еще жестче. Это данность. С одной стороны, она создает удобство. «Делает мне приятно» и заботиться о моем психическом здоровье, убаюкивает, успокаивает, заигрывает, услужливо предлагает очередной новомодный «утюг». Вот тебе, дщерь неразумная, баннер с картинками «утюга». Словом, такой всеобщий Тefal, который всегда о нас думает. Сами-то мы несмышленыши к тому времени утеряем эту способность.

С другой стороны, нужно понимать, что Интернет в силу давления различных структур стремится к персонификации. Нас легко найти. Например, мой телефон четко различает дом и работу, знает маршрут по которому я хожу и к определенному времени подсказывает, есть ли пробки, сколько времени я потрачу на дорогу. Приятно, но… порой, мне кажется, что он знает обо мне больше, чем я сама.

«В скором времени Google, по словам вице-президента компании Мариссы Майер, надеется упразднить поле для ввода поисковых запросов. «Следующий шаг – автоматизация, - говорит Эрик Шмит в 2010 году. – Я хочу, чтобы, когда я шел по улице, мой смартфон вел поиск постоянно – «а знаете?» Иными словами, ваш телефон должен соображать, что бы вам хотелось поискать, раньше вас».

И еще несколько цитат из книги не столько для вас, сколько себе на память:

«Стена фильтров, конечно, не исключает случайных открытий. Если вы интересуетесь футболом и местной политикой, то вам может попасться новость о матче, которая подскажет, как победить на выборах мэра. Но в целом случайных идей за этой стеной будет меньше — такова уж ее концепция. Математическая модель персонализированных фильтров практически не способна отделять полезные случайные и провокационные идеи от неадекватных и неуместных.

Вторая угроза, которую стена фильтров несет творческому мышлению, — это сокращение разнообразия, побуждающего нас мыслить по-новому и инновационно».

«Мы нарабатываем схемы и запрограммированы укреплять их. Психологи называют это «предвзятостью подтверждения» - склонностью верить в то, что подтверждает наши взгляды, видеть то, что мы хотим видеть».

«С самых первых дней Интернета его пророки доказывали, что это по определению активная среда. «Мы считаем, в сущности, что вы смотрите телевизор, чтобы отключить мозг, и работаете на компьютере, когда хотите его включить», — сказал основатель Apple Стив Джобс в интервью журналу Macworld в 2004 году. Среди технарей эти две парадигмы стали известны как «доставка данных по запросу» и «принудительная доставка».


Браузер — пример доставки по запросу: вы вводите адрес, и ваш компьютер запрашивает информацию с сервера. Телевидение и почта — технологии принудительной доставки: информация появляется у вас на экране или у порога, и вы ничего для этого не делаете. Интернет-энтузиастов очень вдохновлял переход от «принудительной доставки» к «доставке по запросу»: вместо того чтобы промывать массам мозги обезжиренным, предельно обобщенным контентом, «медиа по запросу» вручают пользователям контроль.

Однако проблема в том, что запросы требуют серьезной работы. Вы постоянно должны быть настороже, редактировать собственное потребление медиа. Это отнимает куда больше энергии, чем телевизор за те чудовищные 36 часов в неделю, что американцы уделяют просмотру передач.



Персонализация меняет нашу модель потребления новостей. Но она меняет и экономическую основу их производства, а значит, механизм отбора тех новостей, которые будут произведены».

Читать или не читать книгу Эли Паризер «За стеной фильтров» вы решаете сами. Я же вас предупредила, что
«искажение — одна из тех проблем, что создают персонализированные фильтры. Они незримо преобразуют мир, который мы воспринимаем, контролируя то, что мы видим и чего не видим. Они вмешиваются во взаимодействие между нашими мыслительными процессами и окружающей средой. В некоторых случаях они могут действовать как увеличительное стекло, помогая нам расширить представление о какой-то небольшой области знаний. Но в то же время персонализированные фильтры ограничивают те факторы, воздействию которых мы подвергаемся, а следовательно, и наши процессы мышления и познания нового. Они способны расстроить деликатный когнитивный баланс, который помогает нам принимать правильные решения и выдвигать новые идеи. А поскольку креативность - часть этого взаимодействия между мозгом и средой, фильтры могут встать на пути инноваций. Если мы хотим знать, как мир выглядит на самом деле, мы должны понять, как фильтры формируют и искажают наш взгляд на него».

Комментариев нет:

Отправить комментарий