четверг, 12 февраля 2015 г.

И вновь я посетила «Колесо»

Убедилась в очередной раз, что никакой антрепризный спектакль по эмоциональному настрою не может сравниться с посещением настоящего драматического театра! Целый день в предвкушении праздника. Вся вторая половина дня в заботах: прическа, платье, макияж, не забыть про клач и туфли. Раздумья, как одеть мужа: в тон себе или по протоколу – в пиджак. Ближе к пяти часам начинается легкий тремор. А вдруг не успеем, вдруг пробка… Уф, успели. Нас встречают улыбающиеся приветливые лица служителей театра. Здесь ждали нас, нам рады!

- Приятного вечера, только у нас чуточку прохладно, может быть, шарф оставите себе?

В слух говорю «нет, спасибо», а про себя решаю, что шарф не подойдет к моему вечернему туалету. Сегодня я леди, потерплю.

Есть время еще прогуляться по фойе и посмотреть на публику. Как же я люблю это дело! Вот молодая пара. Оба высоченные красавцы. Стройны, стильны. Она Твигги в коротеньком платьишке и бесконечных ногах. Он блондин в элегантном костюме по фигуре. Красавцы, сошедшие с обложки модного журнала, что их привело в театр?

А вот еще одна молодая пара. И тоже рост, ноги, худоба. Значит, таких здесь много?

Одинокая молодая особа не одинока. Она оживленно беседует с билетершей, и я догадываюсь, что она из театральных, пришла перенять опыт.

Много супружеских пар за 30, 40, 50. Есть подружки: девчонки и старушки.

Слышу англоязычную речь. Удивляюсь, откуда в русскоязычном театре иностранец? Небольшая компания из пяти человек: один господин-иностранец и четыре женщины. Вероятно, дамы так развлекают командировочного.

По ковровым дорожкам мы неслышно перемещаемся в зал. Перед началом спектакля нас знакомят с историей театра. Ах да, я помню, каким событием для нас, горожан, было открытие городского драматического театра «Колесо». Были времена, когда артисты спускались в зал к зрителям, а основатель театра Глеб Дроздов вел после спектакля дискуссии об искусстве. В те далекие восьмидесятые общаться с публикой неформально было прогрессивно, модно. Мы бежали в театр, ждали очередной премьеры, радовались, если любимый актер был занят в спектакле.

Потом был период безвременья, смуты. И вот сейчас театр возрождается вновь. Я вижу полный зал, молодые заинтересованные лица. А на сцене декорации к пьесе Рэя Куни «Чисто семейное дело». Пьесе, которая успешно идет в лучших театрах страны. (Можете убедиться в этом здесь.) Даже театр Вахтангова в унисон с «Колесом» поставил эту пьесу. У меня появился азарт сравнить, а могут ли наши потягаться с Марией Ароновой и Алексеем Гуськовым, Лидией Вележаевой и Евгением Косыревым?

Тсс, смотрим. 



Спектакль динамичен, события развиваются стремительно. Время – главный герой спектакля. Неслучайно на сцене в ряд висят циферблаты часов, отмеряя каждую минуту, приближая зрителей к развязке запутанного сюжета. Запутал всех, и прежде всего себя, главный герой – ведущий невролог лондонской клиники Дэвид Мортимер (актер Олег Погорелец). В канун Рождества в клинике проходит международная конференция врачей. Он должен выступить с приветственной речью. Если речь будет встречена одобрительно, то ему светит должность главного врача и титул сэра. Какие перспективы открываются! Дэвид репетирует речь: «Сегодня, когда общество требует от нас, медиков, глубоких знаний, широкого кругозора, высокой ответственности и безупречной нравственности»… Но репетиция обрывается на полуслове. В его далеко идущие планы вмешивается бывшая медицинская сестра Джейн (актриса Зоя Останина), которая 18 лет назад работала в этой клинике, имела близкую связь с Мортимером. Потом, никому ничего не сказав, 
 быстро уволилась, родила сына. Сейчас на совершеннолетие чада она решила сделать подарок – рассказать парню правду об отце. Сын - в шоке и жаждет встречи с родителем. Отец - в ярости, ведь ему не до встреч. На кон поставлены карьера, семья, честь... Как быть и что делать в этой ситуации, когда до начала речи всего 15 минут?

Вот здесь вступают в силу законы жанра-фарса, жанра-гротеска. Ситуация доведена до абсурда, все запутано, одно наслаивается на другое, неверно сказанное слово и кажется, что выхода нет. Местами трагично, но при этом очень комично. Каждый образ, сыгранный актерами, ярок. Героев пьесы легко узнать среди нас.

Вот Дэвид – лживый, напыщенный, самодовольный и самовлюбленный господин. А вот его гипертрофировано заботливая жена Розмари (Елена Родионова). А это безвольный, трусливый друг Майкл Коннолли (актер Андрей Бубнов), до седых волос доживший, но оставшийся маменькиным сынком. Посмотрите на бесшабашного, взрывного, неуравновешенного юношу Лесли (Артем Кондрашов) самого молодого из всех. С такими лесли мы сталкиваемся ежедневно на улице, в транспорте, в магазине, в школе. А разве мало легкомысленных и недалеких медсестер Джейн? Все герои спектакля, находясь в ситуации абсурда, не только проявляют свои истинные качества, но и в результате обретают себя, свою семью и, конечно, счастье. А нам, зрителям, театр 
«Колесо» дарит настоящую английскую рождественскую историю. И пусть на дворе не Рождество, но ведь чуда мы ждем каждый день! 

А что же вахтанговцы? Я, конечно, не имела возможности посмотреть весь спектакль, но отдельные эпизоды нашла в Интернете. А еще внимательно прочитала текст пьесы в переводе Михаила Мишина. Могу с уверенностью сказать, что Владимир Хрущев (режиссер-постановщик спектакля в театре «Колесо») добился максимального попадания в ситуацию, текст, идею драматурга. Мне показалось, что актеры «Колеса» не играли очередной, проходной спектакль, а жили на сцене. Некоторые из них не могли выйти из образа, даже выходя на бисирование зрителей. Для них спектакль не был комедией, легким жанром, жанром на потеху публики. Они создавали характеры персонажей, как в серьезной драматизации. 


У вахтанговцев спектакль назван «Обычное дело». Возможно, Владимир Иванов (режиссер спектакля в театре имени Вахтангова), изменив название, захотел иначе прочитать сценарий: что-то внести свое в декорации, уйти от прямого прочтения текста, чуточку состарить героиню, сделать солиднее героя, омолодить его друга и увеличить в размерах сына. Для вахтанговцев такие спектакли обычное дело.

Словом, если вы захотите посмотреть чисто английскую комедию на русском языке, то приходите в театр «Колесо». Надеюсь, что 
господин англичанин, который смотрел спектакль вместе со мной, того же мнения.

---
В слайд-шоу использованы фотографии портала ВолгаНьюс.рф