четверг, 29 января 2015 г.

М.М. Поташник, М.В. Левит «Как помочь учителю в освоении ФГОС»



Давно я не читала с таким интересом методическую литературу. При чтении профессиональной литературы всегда есть ощущение обязанности, долга, необходимости. С книгой «Как помочь учителю в освоении ФГОС» все было иначе. Я ее читала как приключенческий роман, как второе (третье) прочтение любимого произведения. Мне  хотелось знать, а что там дальше, как будто я следила за интригующим сюжетом. Но в то же время ловила себя на характерном покачивании головы, мысленно вторила мнению авторов, подтверждала их доводы, подсказывала развитие сюжета.

Эту книгу для меня открыли  краснодарские педагоги.  +Эльвира Ульфатовна Шемякина, большое спасибо вам за бесценный подарок! Вы преподнесли мне виртуальный сюрприз: помогли придумать тему для очередного педагогического конкурса IT-activity. Подарили мне настольную книгу-идею. После прочтения у меня не оставалось сомнений, о чем говорить с учителями. Тема личностного роста, которая красной нитью проходит через всю книгу, давно волновала меня. Из частных бесед, предметных разговоров во время курсовой подготовки, я сделала вывод, что назрела необходимость проведения какого-то мероприятия, посвященного этой теме. Но мысль не могла обрести формы и только книга М.М. Поташника, М.В. Левита послужила толчком к разработке идеи. 
Книга настолько восхитила меня, что в основу конкурсной идеи был положен эксперимент директора Красноярского краевого института усовершенствания учителей Ю.Е. Васильева. Смысл эксперимента заключался в том, что педагогов, пришедших на курсовую подготовку, разделили на две группы. Одной традиционно читали лекции, а у другой расширяли кругозор и развивали интеллект. Учителя занимались с психологами, посещали театры, филармонию, концерт симфонического оркестра, музеи и другие культурные учреждения города. Затем обсуждали увиденное со специалистами. На встречи приглашались искусствоведы, приходили писатели В.Астафьев и В. Распутин, поэты, журналисты. Курсовая подготовка длилась 2 месяца, а потом учителя вернулись в школы и дали открытые уроки. Уроки посетили эксперты и произвели оценку по специальной шкале профмастерства. Авторы книги пишут: «Результаты были получены ошеломляющие: те, квалификацию которых повышали по традиционной программе, показали незначительное улучшения по сравнению с теми показателями, как говорят, на входе; но те учителя, с которыми работали по программе развития интеллекта, расширения кругозора, продемонстрировали раскованность, артистизм, и, что особенно ценно, творчество, методическую изобретательность и т.д. И хотя в области методики преподавания предмета они никаких новшеств не знали, но все то, чем они владели до курсов, в их же исполнении преобразовалось, стало высоко эффективным»

Мы подумали, а почему бы нам не сымитировать такую ситуацию. Курсы повышения квалификации в области информационных технологий мы проводим регулярно по плану, обсуждаем новые педагогические технологии с применением ИКТ. А вот формат педагогического конкурса позволяет нам заняться повышением культурного уровня. У нас, конечно, нет возможности приглашать на очные встречи известных литераторов, музыкантов (город провинциальный), но при желании в сети Интернет можно все отыскать. В конкурсе мы решили пойти по принципу микширования: соединили реальные мероприятий и виртуальные, добавили коллективное обсуждение в блоге, а также приправили все собственной рефлексией и мониторингом прогресса. Что получится на выходе - время покажет.

«А как же отзыв о книге?» - спросите вы. 

Когда у меня улеглись эмоции, я засела за отзыв. Книга настолько содержательная, в ней все важно, полезно и ценно. Она написана простым, легким для чтения языком. В ней практически отсутствуют наукообразные, тяжеловесные языковые конструкции. Авторы адресуют эту книгу, прежде всего, учителям. Они преследуют только одну цель - реально, а не теоретически помочь мыслящим педагогам безболезненно перейти на новые образовательные стандарты. Авторы анализируют примеры уроков, указываю, на что нужно обратить пристальное внимание для того, чтобы урок работал на формирование образовательных результатов. Поташник и Левит сравнивают ФГОС и старый стандарт, указывают на существенные отличия, говорят о преимуществах нового, но не фанатично, а объективно видят его достоинства и недостатки. Они не занимаются констатацией фактов, а объясняют причины противоречий, указывают пути выхода из них.

Я не удержалась и в пылу эмоций написала отзыв на семи страницах документа Word. Перечитала. Поняла, что очень подробно, большой объем и, вероятно, мало найдется желающих прочитать этот отзыв внимательно, а при беглом чтение теряется логика и можно упустить что-то важное. Дробить на мелкие части и публиковать кусками не имеет смысла. Поэтому я решила сделать видео-отзыв в сервисе https://www.powtoon.com. Мне показалось, что такой вариант более целесообразен.

Для любопытных я оставила подробный отзыв и разместила его в Документах Google, а также описала, как я работала над видео-отзывом и сколько времени это у меня заняло.


Ссылки по теме:

Очень-очень рекомендую всем педагогам прочитать книгу «Как помочь учителю в освоении ФГОС». Надеюсь, что у кого-то она станет тоже любимой и займет достойное место среди методической литературы. 



Приобрести книгу М. М. Поташника и М. В. Левита «Как помочь учителю в освоении ФГОС» можно в Лабиринте.


Комментариев нет:

Отправить комментарий