вторник, 19 ноября 2013 г.

О лирике

Давно я здесь не была. Нет, конечно, я заходила, бродила по блогам, но сама  не публиковала отзывов. И не потому, что не читала, а потому, что была погружена в ПОЭЗИЮ. Поэзию разную. Вспоминала классику: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, М. И. Цветаеву, Б.Л. Пастернака… Перечитывала отдельные произведения Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Ахмадулиной, В.М. Тушновой. Плакала над взрослыми детскими  стихами Ники Турбиной. 



Перелистала два поэтических  сборника тольяттинских поэтов. На Ютубе смотрела поэтические видеоролики с участием актеров, авторов, бардов. Была на литературных встречах.  Прочитала кучу теоретических материалов по анализу лирических произведений в школе. С огромным удовольствием посмотрела ряд сезонов шоу «Бабушка Пушкина» . Но как об этом написать? Повторяться не хочется.  

Воздавать хвалу классическими образами бессмысленно. Огульно ругать современников за депрессивность лирики несправедливо: какое время - такая и лирика. Да, я и не согласна с тем, что сейчас нет хороших поэтов. Есть. Вот только белинских нет. Нет таких литературных критиков, кто бы смог открыть новые имена, показать широкой публике другую поэзию. В этом смысле очень интересен проект «Бабушка Пушкина». Но широка ли его аудитория? Что-то на первых телевизионных каналах я не встречала этой передачи, а попадается лишь сплошной низкопробный юмор. 


Всегда меня интересовал вопрос, в каком возрасте у ребенка пропадает интерес к рифмованному слову. В детском саду крошки с таким восторгом читают четверостишия, легко учат стихи и сами пытаются сочинять. Ну, может быть, еще в начальной школе к обязательным праздникам могут выучить и прочитать большое стихотворение. А дальше хуже. Если в классе еще можно найти пару-тройку читающий школьников, то, наверняка,  и они не большие любители поэзии, а что говорить об остальных.  Почему с возрастом утрачивается интерес к лирике? Когда мы, учителя, успеваем проморгать этот момент? Может быть тогда, когда на уроках литературы препарируем поэтические шедевры? Мы поступаем со стихами так же безжалостно, как малые дети откручивают у красавицы куклы голову только лишь затем, чтобы узнать, откуда исходит звук. А потом кукла теряет былую красоту, так как голова становится уже набекрень. Я не пытаюсь «покуситься» на программу по литературе, хотя временами очень хочется. Я прекрасно понимаю, что без анализа произведения невозможно донести мысли и чувства лирического героя.  Но нужно анализировать бережно, опираясь не на шаблонные методические схемы, а на опыт и душу ребенка. Современные информационные технологии, на мой взгляд, могут явиться большим подспорьем в этой работе. Вот этим я и занималась все время. Пыталась показать учителям литературы новые приемы работы с поэтическим текстом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий