среда, 4 декабря 2013 г.

Ионна Хмелевская "Что сказал покойник"

Скажу честно, я не любитель разгадывать сложные детективные истории, не считаю себя знатоком и специалистом в области дедукции. Нет, конечно, я как образованный читатель знакома с Шерлок Холмсом, миссис Марпл, Огюстом Дюпеном, отцом Брауном, комиссаром Мэгре, Эрастом Фандорином, ну еще чуточку с Татьяной Устиновой и Александрой Марининой, мельком видела Донцову. Я пребывала в полной уверенности, что не вернусь к детективному жанру, так как не люблю я эти убийства, погони, прятки и отгадки. Но судьба не раз мне говорила: «Не зарекайся!» И она была права. 


+Татьяна Николаевна Андреева так захватывающе описала роман Ионны Хмелевской «Проза жизни», что мне захотелось прочесть что-нибудь из Хмелевской. Выбор свой я остановила на одном из популярных романов «Что сказал покойник», так как где-то когда-то слышала о нем, а потом выяснилось, что  Игорь Масленников снял десятисерийный сериал с блистательными польскими и российскими актерами. Женские роли в основном исполняли польские актрисы. Оно и понятно, ведь повествование ведется от первого лица.

В романе героиню зовут Ионна, как и Хмелевскую. После нереальных перепетий, которые претерпевает главная героиня, у любопытствующей публики возникает только два праздных вопроса: «Происходило ли что-то похожее в жизни пани Хмелевской? Насколько события, описанные в романе, правдоподобны?» Не скрою, что эти же вопросы интересовали и меня. Посудите сами: может ли хрупкая женщина, находясь в подвальных застенках замка, пусть даже известняковых, прорыть подкоп и освободиться с помощью вязального крючка? Может ли эта же недотепа пани переплыть на огромной морской яхте океан, при этом, не имея понятия не только о приборах навигации, но и не зная, как управлять красавицей яхтой? Нет, конечно, она предварительно познакомилась с инструкцией и методом научного тыка выяснила, за что отвечает каждая кнопочка, только все же остаются вопросы. Неясно, с какой целью автор так безумно фантазирует?! Какую мысль он пытается донести до читателя? Возможно, объяснение лежит на поверхности, а я не могу увидеть? Скажем, как вам такой вариант: это иронический детектив и в соответствии с особенностями жанра нужно и можно напропалую выдумывать, накручивая сюжет. Но я, глупая, что-то не усмотрела курьезных эпизодов или скрытых подтекстов, когда автор пишет одно, а имеет ввиду совершенно противоположное (смею напомнить, так нужно по законам иронии). Вспомните, как у Гоголя нос ходил по улице. Только у Николая Васильевича это был не нос вовсе, да и по улицам нос ходил не зря.

Или вот другой вариант объяснения буйства фантазии: подчеркнуть масштабность, с которой действует мировая мафия, которую может победить только всесильный Интерпол. Из прессы нам известно, что Коза Ностра процветает и никакая восторженная пани им не помеха и всесильный Интерпол вместе с ней.

Пролистав Интернет, все же на некоторые вопросы я нашла ответы в интервью Ионны Хмелевской, которое она дала газете «Московский комсомолец» в 2002 году.

Стоит ли читать Хмелевскую каждый решает сам. У пани целая армия поклонников, и я не хочу становиться в их ряды, пусть даже на досуге.


Комментариев нет:

Отправить комментарий