воскресенье, 8 сентября 2013 г.

По ту сторону рая, или кодекс эгоиста

Со времен «Страданий юного Вертера», описанных великим Гете, каждое поколение норовит вывести свой кодекс чести или бесчестья,  морали, этики и других философских истин. «О, времена, о нравы!» - восклицают столетиями  старики.  

В этом смысле Фицджеральд не оригинален . До него издавались правила поведения молодого человека в обществе и после него, наверное, не раз помянут недобрым словом «молодежь-то кокова».

Роман «По ту сторону рая» был первым значительным литературным произведением  начинающего литератора. Мы помним из биографии, что Фицджеральду  молодому и амбициозному без гроша в кармане, прошедшему войну, солдатику нужно было сделать что-то такое немыслимое, чтобы влюбить в себя  богачку и  красавицу Зельду.  В годы студенчества  в Принстоне Фрэнсис Скотт с охотой баловался писательством, поэтому  он решил написать автобиографичный  роман, в котором,  не мудрствуя лукаво,  описывает свои взгляды на жизнь, студенческие пирушки. Роман не был бы столь значителен, если бы не содержал обобщенных этических принципов американского поколения зари двадцатого века. В прессе роман окрестили не иначе как «манифест поколения». Кроме того, автор экспериментирует со стилем. Он не боится в канву художественного произведения вставить целые куски драмы, лирические произведения, философские рассуждения на несколько страниц. Критики того времени вопрошали: «Как публика воспримет это удивительное произведение?» Публика восприняла на ура.  Ей понравился эгоизм юного Эмори Блейна. Она восторгалась его взглядами относительно прогрессирующего капитализма:

«Мне осточертела система, при которой кто богаче, тому достается самая прекрасная девушка, при которой художник без постоянного дохода вынужден продавать свой талант пуговичному фабриканту».

«У меня сложилось впечатление, что цель бизнеса состоит в том, чтобы выжимать максимум работы, безобразно низко оплачиваемой, из дураков, которые на это идут».

«И хорошо бы американские прозаики отказались от попыток романтизировать бизнес. Никому не интересно про это читать, если только бизнес не мошеннический».

"Нажиты деньги на цинке или на меди — один черт, коррупция, надо думать, везде одинаковая".

Метания Эмори были из крайности в крайность: то он ненавидел капитализм, то симпатизировал нацистам, то вдруг революцию в России признает  «интересным экспериментом». У главного героя романа был яркий старт. Он учился в одном из престижнейших вузов Америки, подавал надежды в спорте, был главным редактором студенческой газеты. Бог не обделил его умом и обаянием, но лень, праздный образ жизни, отсутствие желания работать над собой, да просто трудиться привели к нищете. 

Так Фицджеральд в возрасте 24 лет напророчил себе печальный жизненный исход.





Комментариев нет:

Отправить комментарий