Опираясь на работы О.С. Анисимова, и в частности на известный "Метод работы с текстом" (МРТ ) автор выстраивает упрощенный план работы с текстом для учеников:
- Сбор материала для будущей схемы.
- Выявление значимых частей.
- Реальное разъединение значимых частей.
- Выделение значимых частей .
- Синтезирование частей.
- Построение схемы.
К слову, автор брошюры делает ошибку в инициалах известного методолога. Для меня такие неточности в работе говорят о том, что автор не владеет в полном объеме материалом. Имя Олега Сергеевича Анисимова тесно связано с Московским методологическим кружком. Мне показалась интересной ссылка на его работу "100 схем". Именно здесь даются базовые понятия схематехники.
Л.И. Иволгина предлагает обучение схематизации проводить в три этапа.
Организация первого этапа обучения - это определение, чем одна схема отличается от другой, и чем схема отличается от рисунка. Предлагается выполнить задания следующего характера:
- рассмотрите карточки с изображениями,
- найдите среди них схемы, чертежи, схематичные рисунки,
- распределите карточки на три группы,
- объясните что общего, чем отличаются,
- объясните, на каком основании произошло деление.
Организация второго этапа направлена на освоение основных теоретических сведений о техниках построения и воспроизведение образца способа деятельности. Учитель показывает образец, поясняет, как организовать деятельность по конструированию схемы, какими знаками обозначать.
Вот пример урока литературы в 5 классе по теме "Басня И.А. Крылова "Свинья под дубом"".
Организация третьего этапа направлена на закрепление представлений о конструкциях схем и правилах конструирования. Предлагается учащимся конструировать схемы по алгоритму действий. Для организации обучения предлагается такой алгоритм.
+Мария Сонина была права, говоря в комментариях, что книги отечественных авторов грешат теоретическими выкладками. Брошюра "Обучение схематизации и моделированию" лишь подтвердила ее мысль. Много теории и мало методики, примеров практических работ.
В книге на последней странице я увидела "Приглашение к сотрудничеству" от издательства. Коллеги, я вижу, что в проекте принимают участие талантливые педагоги, вероятно, у вас есть интересные материалы. Издательство "Учитель" за вознаграждение готово опубликовать их опубликовать.
Марина, большое Вам спасибо за такую подробную рецензию! Сначала я как-то вдохновилась названием, услышав от Вас об этой книге, теперь, прочитав, поняла - однозначно "не моё". Схема к басне "Свинья под дубом" вообще насмешила, если честно. Ну, никак у меня прямоугольник со свиньёй не ассоциируется (равно как и дуб с перевёрнутым треугольником).
ОтветитьУдалитьИ, некоторое время назад поняла, что теория ради теории меня вообще мало интересует. Если теория, то сразу - её практическое применение. Чтобы взять и сделать.
Согласна с Вами, Маша, что в брошюрке все "сильно притянуто за уши". Автор где-то по верхам набралась теории, а потом нашла чуть-чуть практики, добавила ярлык ФГОС, приправила работой в группах (что сейчас очень популярно!) и voila десерт готов.
ОтветитьУдалитьМарина, здравствуйте. Присоединяюсь к словам благодарности Марии Сониной за подробную рецензию. Схема к басне меня потрясла. И ведь кто-то считает, что это можно использовать на уроке! Меня переполняют эмоции. Теперь я точно куплю эту книгу, чтобы показать учителям, что использовать нельзя ни в коем случае! Еще раз благодарю.
ОтветитьУдалитьЕлена, спасибо за отклик. Я надеюсь Вы заглянули по ссылке про 100 схем. Вот что надо изучать преподавателям, да применять на уроке.
УдалитьДа, Марина. Спасибо за ссылку. Изучаю.
ОтветитьУдалить