среда, 8 января 2014 г.

Саша Филипенко «Бывший сын»

В переводе с древнегреческого кома — это «глубокий сон». В медицине известны случаи, когда больной находился в коме 19 лет. 5 января 2014 года СМИ сообщили о резком ухудшении состояния здоровья бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, находящегося в коме с декабря 2005 года. «4 октября 2013 года бюджетная кома заблокировала Обаму в Белом доме» - под таким заголовком вышло сообщение о бюджетном кризисе в США на сайте радио «Голос России». Ситуацию в современной Украине политики часто сравнивают с комой.

Вы спросите, к чему все эти сведения?

Они имеют непосредственное отношение не только к первой книге молодого писателя Филипенко, но и к нам, созерцающим проходящую мимо жизнь. Как часто мы находимся в состоянии похожем на кому, когда не можем принять какое-то решение, от нас ждут решительных действий, а мы все медлим, тянем время, как будто ждем, что ситуация разрешится сама, но мы спим, мы в коме и только случайное или намеренное шоковое внешнее воздействие может вывести нас из болезненного сна.

Герой романа долгое время пребывает в коме, а потом после смерти любимой бабушки, которая вопреки всему верила в его выздоровление, выходит из коматозного состояния. Такое и в жизни случается. Некоторое время назад мир облетела шекспировская драма, случившаяся в Италии. 70-летний пенсионер покончил жизнь самоубийством, потеряв надежду на выздоровление любимой супруги, которая впала в кому после тяжелого сердечного приступа и оставалась в таком состоянии 4 месяца. Ее муж предано ухаживал за ней, но в какой-то момент отчаялся и не мысля жизнь без жены покончил с собой. А спустя несколько часов после его смерти пожилая итальянка пришла в себя, и первый вопрос был о муже.

Роман не о болезни молодого юноши и не о его семье. Это роман о больном постсоветском обществе, находящемся в коме от всего случившегося. События происходят в Минске на стыке девяностых и нулевых, но все так близко и современно сейчас: Болотная площадь, Евромайдан. Роман о нас сонных и молчаливых, уезжающих на ПМЖ за границу, разочарованных, разуверевшихся и опустивших руки, смирившихся, принявших любые обстоятельства, как данность...


«У политиков нет идей! У них нет планов! Они не могут выдвинуть единого кандидата от оппозиции, они озабочены только собой. Нет политиков! Есть люди, есть я, который больше не хочет жить в этом абсурде! Понимаешь? Я выхожу на площадь не для того, чтобы устроить революцию! Я не хочу ни с кем драться, я не хочу орать лозунги, я хочу только убедиться в том, что весь этот сюрреализм – неправда, что весь тот бред, который показывают по телевизору, что вся эта чушь, которую несут дикторы, что всего этого нет. Что это мыльный пузырь! Я хочу оказаться Цинциннатом, я хочу, чтобы в конце декорации рухнули! Я хочу просто увидеть, что кроме меня выйдут и другие люди, люди, которые, так же как и я, не верят в весь этот фарс. Мне важно просто понять, что я не один заложник в этом дурдоме».

Как эта книга попала ко мне?

Мне всегда интересны новые имена в литературе. Бродя по интернету, случайно встретила рецензию на первый роман начинающего писателя бывшего новостного журналиста Александра Филипенко. Заказала книгу на «Озоне» для того, чтобы прочесть в новогодние каникулы. Но книга не захотела ждать каникул. Она не отпустила меня в конце года. Дочитав роман я вернулась в начало, обдумывая будущий отзыв и мой взгляд упал на форзац. На нем стояла дата 2014, а на дворе был декабрь 2013.





Ага, вот оно новогоднее чудо!



Комментариев нет:

Отправить комментарий