воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Иоганн Вольфганг Гёте "Итальянское путешествие"

Я снова путешествовала по Италии. На сей раз моим проводником был сам великий Иоганн Вольфганг Гёте. В период с 1786 по 1788 года Гёте путешествовал по Италии и, конечно, не мог не вести путевых заметок. В наше время они публикуются в виде книги «Итальянское путешествие». Мне интересно было увидеть Италию глазами поэта, сравнить впечатление моего современника и путешественника восемнадцатого века. Любое сравнение всегда неточно, но прежде чем судить, прочтите цитаты и вы увидите, что мысли перекликаются спустя века, а эмоциональный порыв един.

«Прохладным вечером я пошел гулять и вот взаправду очутился в новой стране, в никогда не ведомом мне окружении. Люди здесь живут в блаженной беспечности,— во-первых, ни одна дверь не имеет замка, однако трактирщик заверил меня, что мне нечего беспокоиться, даже если бы мои чемоданы были набиты бриллиантами. Во-вторых, в окнах здесь вместо стекла промасленная бумага. В-третьих, отсутствует весьма необходимое удобство, так что живешь почти в первобытных условиях». Гёте

«Нет итальянца, которого мы все придумали себе, нет этого простодушного, веселого, услужливого, вечно улыбающегося парня. А есть сложнейшая смесь, быть может, самая сложная среди всех европейцев». В.В. Познер
_____________________________________

«В воскресенье мы были в Помпеях. Много зла свершилось в мире, но мало такого, что доставило бы великую радость потомкам. Я не припомню ничего более интересного. Дома там маленькие, тесные, но внутри изящно расписанные. Примечательны городские ворота с гробницами возле них. Та, в которой покоится жрица, сделана в виде полукруглой скамьи с каменной спинкой, на ней крупными буквами высечена надпись. За спинкой виднеется море и заходящее солнце. Дивный уголок, достойный прекрасного замысла». Гёте

«Помпеи. Это уму непостижимо! Город был основан в VI веке до нашей эры. Он рос, развивался, расширялся до 24 августа 79 года – того дня, когда его накрыло и похоронило извержение вулкана Везувий. Это было тысяча девятьсот тридцать три года тому назад. Несчастье для жителей Помпей обернулось счастьем для нас: город сохранился точно таким, каким его настигло извержение, в чем мы можем убедиться благодаря раскопкам». В.В. Познер
_____________________________________

«Когда мессу отправляет папа, да еще в Сикстинской капелле, все, что во время обычных богослужений выглядит довольно уныло, свершается с великим достоинством и безупречным вкусом. Но возможно сие лишь там, где уже много столетий церковь пользуется услугами всех искусств». Гёте

«Могу еще добавить, что в Риме я с каждым днем становился счастливее и что мое счастье еще и поныне возрастает. И если печальным кажется предстоящий отъезд, тогда как я, собственно, заслуживаю права остаться здесь еще, то все же большим успокоением для меня является, что я оставался здесь, покуда не достиг этого сознания». Гёте

«Рим. Ватикан. Собор Святого Петра. Вот уж не мое. Громадный, совершенно некрасивый, внушающий тебе, что ты никто и звать тебя никак. Я-то зашел в собор лишь с одной целью – посмотреть на «Пьету» Микеланджело. Посмотрел. Что и говорить, поразительная вещь. Она должна вызвать сочувствие, сострадание, желание исповедаться… Но у меня не вызвала, уж слишком сильно отвлекает сам собор, который во всем противоречит апостолу Петру». В.В. Познер

_____________________________________

«Италия без Сицилии оставляет в душе лишь расплывчатый образ: только здесь ключ к целому». Гёте

«Сицилия. Ното. Cюда после полета над Ионическим морем прилетел Дедал. Сюда, завершив свой седьмой подвиг (укротив критского быка), завернул Геракл. Правда, тогда этот город носил иное название, да и его давно уже нет – в 1693 году он был полностью разрушен могучим землетрясением. Ното возник в XVIII веке, почти разом, напоминая в этом смысле Санкт-Петербург, но только в этом смысле. Весь город выстроен в одном стиле, название которому «сицилийское барокко», и это что-то совершенно невероятное ». В.В. Познер

_____________________________________
Для меня стало большим открытием, что во время путешествия Гёте не только интересовался архитектурой, искусством, но и внимательно изучал минералы, интересовался почвоведением и ботаникой. В дневниках он очень подробно описывает растительность, состав почв, размышляет, почему в той или иной местности растает определенный вид растений, деревьев. В книге вы не найдете стихов, а есть только мысли по поводу поэмы «Ифигения», да беспокойство насчет её публикации.

В Риме Гёте присоединился в кружку художников и сам попробовал заняться живописью. Вероятно, воздух  Италии, творческая атмосфера побудили его продолжить художественную практику.

Читать вам дневники Гёте или нет, вы решите сами, только помните, что Иосиф Бродский включил «Итальянское путешествие» в свой «Список книг, которые должен про­честь каждый».

Комментариев нет:

Отправить комментарий