воскресенье, 26 января 2014 г.

Владимир Познер «Их Италия. Путешествия-размышление "по сапогу"»


Проект «Одноэтажная Америка» с участием Владимира Познера и Ивана Урганта я смотрела на одном дыхании.  Что греха таить, современное телевидение не часто балует нас интересными документальными, научно-познавательными проектами. Несмотря на то, что я не большой любитель телевизора, но такие масштабные и зрелищные мероприятия стараюсь не пропускать, а вдруг яркая реклама подтвердит сама себя. Этот проект меня захватил не только идеей повторения маршрута И. Ильфа и Е. Петрова, описанного в одноименной с проектом книге, но и главным вопросом «Жива ли идея об американской мечте?» Мне тоже стало интересно, а верят ли простые американцы в главный постулат заморской демократии, можно ли из самых низов при определенных качествах характера, как то усердие, трудолюбие, целеустремленность добиться самых высот карьерной лестницы в отдельно взятом государстве?

Неформальная подача материала, шутки Ивана и глубина мысли Познера – все это было ново, живо и интересно. Картинки современной неглянцевой Америки только усиливали впечатление, а воспоминания из детства Познера создавали иллюзию сопричастности. Как же я обрадовалась, когда в магазине увидела книгу «Одноэтажная Америка» под редакцией Познера! Прочитала быстро, как интересный роман. Разрекламировала друзьям, установилась очередь на прочтение. Отзывы были самые положительные, кто-то обратил внимание на разобщенность общества, кого-то восхитил Город Солнца. Тем, кто не читал очень рекомендую прочесть, возможно, ваше представление об этой стране поменяется. У меня же возникло желание прочитать оригинал Ильфа и Петрова для того, чтобы сравнить две Америки с разницей почти в столетие. Жаль, что полученные впечатления не трансформировались в профессиональную деятельность, а сейчас вот практически забылись. А можно было бы «замутить» какой-нибудь георафическо-литературный проект с картами, слоями, временами, объектами. Красиво, наверное, вышло бы. Может кто-то реализует?

Но идея путешествий с Познером меня захватила, и я стала смотреть «Тур де Франс» (правда, потом уже не читала книгу). Тема Франции была мне близка, так как из школьного курса (а я изучала французский как иностранный) остались отдельные познания, а в начале двухтысячных мне посчастливилось гулять немного по Парижу. Как тут не сравнить свои впечатления и видение профессионалов!

А на прошедшей неделе я прочитала книгу «Их. Италия. Путешестивия-размышления «по сапогу»». Но уже не смотрела видео. Трансляция передач не совпала с моим временным промежутком, а в Интернете посмотрела одну серию с участием кардинала Равази и теологические темы меня не затронули, впечатление подпортилось, смотреть продолжение не захотелось.


Книга мне понравилась простотой языка, лаконичностью. С одной стороны структурированностью материала, а с другой - ощущением подлинных дневников. В третьей части Познер признается, что вел путевые заметки для себя, а потом решил их опубликовать без комментариев. А вот в первой и второй части много ремарок, авторского восприятия событий. Первая часть - это размышления автора об Италии - стране колыбели цивилизации и в то же время одному из самых молодых государств. Честно признаться, я не знала, что только 150 лет назад образовалось государство, а до этого времени отдельно существовали раздробленные провинции, находящиеся под влиянием разных соседних государств. Веками существовали Венецианская Республика, Неополитанское Королевство, Генуэзская Республика, жили самостоятельной жизнью Рим, Флоренция, Милан. Не просто мирно жили, а воевали, соперничали. Конечно, такая ситуация не могла не отразиться на культуре, экономике: промышленно развитый Север и аграрный, курортный Юг. Поэтому закономерен вопрос, с которым Познер обращается к собеседникам: «Что для них значит быть итальянцем?» Ответы получает весьма интересные и неоднозначные.  
Конечно же, Владимир Владимирович в ходе беседы вскользь интересуется итальянской кухней. Кто-то из собеседников приверженец простой крестьянской кухни, а кто-то гурман. 

В своих размышлениях Владимир Познер приходит к выводу, который вроде бы лежит на поверхности, но сделать его можно только находясь непосредственно в Риме при осмотре Форума. 

«И вдруг, словно молния меня поражает мысль: "Вот откуда я! здесь мои корни! Здесь! Я - европеец! И бесконечно благодарен судьбе за это».

Познер часто говорит о том, что он атеист. Поэтому мне показалось закономерным, что его не восхитил Собор Святого Петра. А вот памятник Моисею работы Микеланджело его ошеломил. 

Но более всего мне понравилась часть первой главы под названием «Мои итальянцы». В ней Владимир Владимирович в алфавитном порядке называет имена известных итальянцев, которые оказали на него влияние, в чем-то поразили, восхитили. Он не приводит их биографий, а дает пояснения, почему включил это имя в свой список:
  • Святой Фома Аквинский
  • Микеланджело Антониони
  • Джованни Боккачо
  • Микеланджело Буанарроти
  • Антонио Вивальди
  • Леонардо да Винчи
  • Лукино Висконти
  • Галилео Галилей
  • Джакомо Казанова
  • Христофор Колумб
  • Никколо Макиавелли
  • Амедео Модильяни
  • Фредерико Феллини
А вы кого бы добавили в этот список?

Италия - страна памятник. Что не город, то Всемирное  историческое наследие. Помпеи, Венеция, Рим, Флоренция... Практически в каждом даже провинциальном городке сохранились исторические объекты, датируемые ранними веками. Поэтому у Владимира Познера возник закономерный вопрос: «Невозможно посетить за один раз всю Италию. Какое только одно место вы бы рекомендовали посетить обязательно?» - вопрошал он знаменитостей. Они приходили в недоумение, и не могли что-то порекомендовать. В основном рекомендовали то место, где они сейчас проживают, выросли или вспоминали о великолепии Рима. Тонино Гуэрра порекомендовал городок-мечту Равелло и вообще маленькие городки Италии. 

Во второй части книги на этот вопрос отвечали разные персонажи. Имена отдельных публичных людей нам хорошо знакомы (Моника Белучи, Тонино Гуэрра, Андреа Бочелли, Аль Бано Пауэр, Андреа Бочелли),  и не очень знакомы по разным причинам (Витторио Пизани, начальник отдела полиции Неаполя; бывший член Каморры Сальваторе Стриано; кардинал Равази)... 

На высказывании Андреа Бочелли о том, что «секрет жизни заключается не в том, чтобы делать, что ты любишь, а в том, чтобы любить, что ты делаешь», - я сделала закладку. Вероятно, не он первый сформулировал эту мысль, но так важно следовать этому приципу, только тогда ты будешь счастлив. 

Не могу не привести еще одной цитаты от великого Тонино Гуэрра. В его жизни был период, когда он работал учителем итальянского языка в школе. Вот, как он об этом рассказывает:

«Я был сумасшедшим. Сумасшедшим, но многие в Италии изучали потом мой метод. Я преподавал итальянский. Я давал всегда одну и ту же тему: «Вчера вечером за ужином». В первые дни дети писали: «Я вчера вечером ужинал, был салат, был бульон» и так далее. На следующий день я опять им говорил: «Вчера вечером за ужином». – «Простите, профессор. Мы сделали это уже». – «Нет, это было в среду. А теперь – про четверг». Они соглашались и снова приносили мне свои сочинения: «Вчера мы ели сыр» и так далее. Я говорил им: «Простите, я тоже вчера ел. Был бульон, но когда я подносил ложку бульона ко рту, мне вспомнился фильм о слонах…» И я начинал рассказывать о слонах, об Африке. Я рассказывал им о том, что я ел, и о том, что мне приходило в голову. Прежде всего что я думал, что воображал, что вспоминал. И они все спрашивали: «А какое отношение это имеет к ужину?» – «Как какое? Самое непосредственное!» – «Но как же? Это же не ужин…» В конце концов они начали писать божественно! Я даже стал собирать их работы. Они были исключительные. И полгода спустя один мальчик принес мне следующее сочинение, даже не сочинение, а исповедь: «Мне всегда очень хотелось зарезать свинью. Я хотел заколоть ее ножом. И я у всех просил дать мне ее зарезать. Но все мне говорили: «Ты же еще совсем маленький. Зачем тебе убивать свиней?» И когда пришел человек, который должен был заколоть свинью на Рождество, я к нему подбежал и попросил: «Дай мне, дай мне!» – «Ты хочешь это сделать? Хорошо». И вот свинья стоит передо мной, ее только что помыли горячей водой. И он дает мне нож… Я мечтал почувствовать, как нож врежется в горло свиньи, и услышать, как она закричит. Мне это нравилось. Я взял нож и понял, что у меня не поднимается рука. У меня нет сил. Я отдал нож и заплакал. Я плакал, потому что любил эту свинью…» Это замечательная история».

Действительно, замечательная история! В ней Тонино Гуэрра не столько учитель, сколько философ подобный Сенеке. Он учит детей жизненной философии.  

Для себя я давно решила, что если нет возможности путешествовать, то ничто не мешает мне совершать  книжные путешествия. Вот как, например, это по Италии с личным гидом В.В. Познером, чего и вам советую!

















Комментариев нет:

Отправить комментарий