среда, 19 августа 2015 г.

Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»

В Фейсбуке Юлия Качалкина, шеф-редактор издательства «РИПОЛ классик», как-то спросила, а не желает ли народ ежемесячно получать от нее рецензии  на новые книги. Она получила 124 коммента. Я тоже написала, что было бы здорово прочитать о современных писателях. Юля подумала и решила, что в течение месяца она будет покупать три книги на общую стоимость примерно 1000 рублей. По мере прочтения публиковать рецензии на них на своей странице. Для первого месяца она выбрала:

  • Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»,
  • Фредерик Бегбедер «Уна и Сэлинджер», 
  • Священник Ярослав Шипов «Райские хутора и другие рассказы»
Я подумала и решила: где наша не пропадала;) Буду читать вместе с Юлей. Так появилась новая рубрика «Читаю с Юлей Качалкиной». Сейчас я отпуске и могу без проблем уложиться в срок, а вот что будет потом… но буду стараться. Для меня главное, что опять есть вызов себе и ожил книжный азарт. Я приняла стойку на старте и к финишу первой недели мы с Юлей пришли вместе. Только она прочитала Чбоски и написала рецензию, а я все обдумывала, с какой стороны подойти к отзыву. 
Имя Чбоски мне не было известно. Из аннотации я поняла, что тема мне не близка. Не интересуют меня проблемы американских подростков начала 21 века. Дневниковый формат романа понятен. Автор как бы говорит со мной от имени героя и надеется на то, что я буду воспринимать его мысли как сокровенные. Он ведет со мной некий задушевный разговор за чашкой чая, бутылкой пива или виски, под легким (а порой тяжелым) кайфом. А вы как хотели? Видимо не бывает современных подростков без наркотиков, алкоголя, пьянок, обжиманок, трахания, бурного веселья до блевотины. Обратите внимание на гриф 16+. А я бы даже поставила 18+. 

Как принято в современной подростковой литературе, на фоне дружеского наркотического угара описана история любви особенного мальчика к обычной девочке. В чем же особенность главного героя Чарли из Огайо? Он не такой, как все. Чарли читает хорошую литературу, которую ему периодически подбрасывает Бил, учитель английского языка. Да-да, он сам попросил своего любимого ученика после уроков называть себя по имени для того, чтобы легче было вести разговор о прочитанных книгах, чтобы стать Чарли другом. Несмотря на молодость Била (это его первый педагогический опыт),  он сумел разглядеть склонность ученика к рефлексии. После каждой прочитанной книги учитель просит Чарли написать эссе. Мальчик-интроверт превосходно излагает свои мысли на бумаге. Так хорошо, что однажды друзья дарят ему пишущую машинку. Они уверены, что в будущем он станет писателем. Его уникальный дар видит и Бил. В конце учебного года учитель приглашает Чарли домой только лишь для того, чтобы поблагодарить его за доставленную радость от работы с  таким умного учеником. Бил говорит мальчику о его исключительности и просит беречь свой талант,  «быть не губкой, а фильтром»

Вероятно, талант Чарли развился на почве его психического расстройства. Мальчик страдает синдромом панических атак. Он наблюдается у психиатра и в периоды обострения лежит в клинике. Причинам болезни автор уделяет особое внимание, описывая фактическую и социальную сторону проблемы. У Чарли есть сестра умница-красавица, брат-футболист, а он - другой. В книге описана семейная история, которая спровоцировала наступление болезни. Но на самом деле не это главное. Корень проблемы в отношениях внутри семьи. И проблема, описанная автором, актуальна для современного общества: родители не уделяют внимания детям, каждый из супругов занят только собой, семья (в смысле клана) стала формальностью. 
«Думаю, если у меня когда-нибудь будут дети и у них случатся неприятности, я не стану им вкручивать, что в Китае люди голодают или что-нибудь в этом роде, потому что это обстоятельство ничего не изменит. И даже если другому человеку гораздо хуже, чем тебе, это никак не меняет того факта, что ты имеешь то, что имеешь. И хорошее, и плохое».

Чарли очень одинок, поэтому много читает, слушает музыку, смотрит фильмы.

Я не сильна в современной музыке, но судя по названиям список состоит только из качественных треков. Мне ближе литература. Вот и остановлюсь на произведениях, которые полюбил Чарли. Каждый раз прочитав очередное произведение, рекомендованное учителем,  герой восклицает: «Теперь эта моя любимая книга всех времён и народов. Но я всегда считаю последнюю прочитанную книгу наилучшей, пока не возьмусь за что-то новое». Самыми любимыми стали те книги, которые Чарли дарит друзьям по случаю окончания школы. Вот они:

  • Джэк Керуак «В дороге», 
  • Уильям Берроуза «Голый завтрак», 
  • Альбер Камю «Посторонний», 
  • Френсис Скот Фицджеральд «По ту сторону рая» и «Великий Гэтсби», 
  • Джон Ноулз «Сепаратный мир», 
  • Харперр Ли «Убить пересмешника», 
  • Джэром Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», 
  • Уильям Шекспир «Гамлет, принц Датский», 
  • Генри Дэвид Торо «Уолден, или жизнь в лесу», 
  • Айн Рэнд «Источник».
Странный список для подроста, не правда ли? Что-то из него я могу принять и поверить, что Чарли действительно полюбил. Но некоторые ... ни при каких условиях не поверю, что это выбор героя, а не автора. В Интернете увидела, что молодежь увлечена книгой. Даже самые отважные следуют советам героя и читают его любимые книги. Как знать, может быть, мы опять недооцениваем современных подростков?..

Книгу «Хорошо быть тихоней» я рекомендую к прочтению, прежде всего, учителям. Мне кажется, что после прочтения вы лучше будете понимать проблемы своих учеников. Вы можете возразить мне, что наши не употребляют наркотики и не пьют ведрами виски. А вы точно уверены, что это не происходит на их закрытых вечеринках? что они не страдают от одиночества также, как Чарли? что их лучшими друзьями не является подросток-гей и девушка, которая не отвечает взаимностью? Может быть, стоит посмотреть на правду хотя бы глазами Стивена Чбоски?

Кстати, книга экранизирована
. Говорят, что сам автор принимал активное участие в постановке. Следовательно, есть надежда, что идеи фильма и книги совпадают. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий