понедельник, 28 апреля 2014 г.

Берхард Шлинк «Чтец»

Все прочитанные книги я мысленно делю на три категории: «Для души», «Для ума» и «Отработанный материал». В категорию «Для души» складываются самые любимые, понятные, близкие, родные, красивые (словами и картинками). Когда кто-то упоминает название такой книги, то мое лицо невольно расплывается в улыбке, как будто заговорили о старинном друге. Книги «Для ума» - это правильные книги. Они всем хороши, охотно верю, что для многих очень близки, но не для меня. Я могу их анализировать, рассказывать о значимости, но на душу они не ложатся, т.к. не сопоставимы с моей картинкой мира. Вот, например, не близки мне книги Харуки Мураками, уж как я не пыталась полюбить их, ну не моё.

Так и с книгой Берхарда Шлинка «Чтец». Вроде бы и вопросы, которые поднимает автор меня волнуют еще со школьной скамьи. В далеком моем патриотическом детстве, наверное, в канун празднования Дня Победы мы проводили классный час, посвященный трагическим страницам Великой Отечественной войны. В процессе подготовки мы изучали материал об узниках концлагерей Освенцима, Дахау, Бухенвальда, так как собирались пригласить женщину-ветерана, которая ребенком была в концлагере и чудом выжила. К сожалению, сейчас не вспомню ее фамилии, но очень хорошо помню клеймо-номер на тыльной стороне запястья. А еще ее слова о том, что самыми жестокими надзирателями были женщины. Меня это тогда очень удивило, потрясло до глубину души. Как так может быть: «женщина-мать» и  вдруг «женщина-палач». Что такое нужно в себе воспитать сгубить, чтобы ожесточиться на весь мир?

Книга «Чтец» не дает мне ответа на этот вопрос, т.к. не показывает историю жизни Ханны Шмиц, не объясняет природу ее поступков. Весь роман написан от имени Михаэля Берга, который рефлексирует: почему он предал Ханну? почему Ханна не сказала, что она неграмотна? почему Ханна так надменно себя вела на суде? признала ли Ханна свою вину? намеренно ли она совершила тот или иной поступок? почему она повесилась? и еще много-много других 
«почему».

Но это ЕГО взгляд на вещи. Взгляд современного поколения, выросшего с чувством вины от содеянного отцами. А Ханна молчит. Она уже никогда  не расскажет , какие силы обстоятельства вынудили ее стать преступницей еще в молодости, когда она искалечила жизнь одному человеку, и потом, в зрелом возрасте, когда сгубила сотни невинных людей.

Книга хороша, но она «Для ума» - не для моей души.

Комментариев нет:

Отправить комментарий